Об организации Услуги Юридические консультации Документы Вопрос-ответ Контакты Оферты

Новости, анонсы

все анонсы и новости

Вопрос-Ответ

14 сентября, 17:15

Назначенный руководитель закрывает работу логопедической и психолого-педагогической службы и увольняет специалистов с дефектологическим образованием. Это возможно?

Вопрос:

В образовательный комплекс ГБОУ Школа была назначена и.о. директора. В конце мая логопедической и психолого-педагогической службой нашего комплекса на имя и.о. директора была подана служебная записка с указанием открытия необходимого количества ставок учителей-логопедов, педагогов-психологов и дефектологов для организации коррекционной работы с детьми ОВЗ на 2017/2018 учебный год. Однако, вместо того, чтобы произвести набор необходимых специалистов и.о. директора, начала внеплановую проверку всей логопедической и психолого-педагогической службы с целью показать неэффективность ее работы, несмотря на многочисленные положительные отзывы родителей. Дошкольные отделения нашего образовательного комплекса работают по адаптивным программам, в каждом дошкольном отделении есть дети с особыми образовательными потребностями, имеющие заключение ЦМППК г. Москвы: воспитанники с РАС, воспитанники с ЗПР, воспитанники с тяжелыми нарушениями речи, в школьных отделениях обучается инвалид-надомник с ДЦП и глубокой степенью умственной отсталости, слабовидящий ребенок, обучающиеся с задержкой психического развития, много детей с нарушением произношения и просодической стороны речи, с нарушением процессов чтения и письма. Однако, организация условий для комфортного и результативного обучения этих детей не входит в сферу управленческий интересов вновь назначенного руководителя. и.о. директора объявила о проведении независимыми экспертами проверки подлинности предоставленных справок с ЦМППК г. Москвы. Вероятно, внебюджетные фонды школы располагают лишними средствами на оплату данных экспертов, особенно, учитывая то, что стимулирующие средства заработной платы не выплачиваются с апреля. В дальнейшем, по словам и.о. директора, стимулирующие выплаты планируются «за счет экономии после сокращения сотрудников психолого-педагогической и логопедической службы». Прошу провести анализ управленческой деятельности данного руководителя, не знакомого с основополагающими документами по организации образовательного процесса для детей с ОВЗ. Считаю, что в подобной ситуации, когда руководитель не знаком с ФГОС ОВЗ, вступившим в силу с 1 сентября 2016 года, не знает количество детей с ОВЗ на одну ставку специалиста с дефектологическим образованием, не разбирается в комплектовании дошкольных групп для воспитанников с сочетанными диагнозами, а также утверждающий, что «коррекционный блок образовательной программы можно убрать, внеся изменения в ФГОС» (при всем уважении к руководителям подобного уровня, мне кажется, внесение в стандарт единоличных изменений, все-таки не входит в их компетенцию), должен написать заявление на досрочную переаттестацию на должность руководителя образовательной организации для более глубокого изучения нормативных документов по данному направлению.
Прошу Московскую городскую организацию Профсоюза работников народного образования и науки РФ вмешаться в ситуацию в нашей школе, не дать вновь назначенному руководителю закрыть работу логопедической и психолого-педагогической службы и уволить специалистов с дефектологическим образованием. Заранее спасибо.

Ответ:

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ в РФ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), комплексно регулирующий отношения в сфере образования, в том числе образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также устанавливающий особенности организации образовательного процесса для названной категории обучающихся.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа - психолого-медико-педагогической комиссии.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ, в свою очередь, понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. (ст. 79 п. 3 Федерального закона № 273-ФЗ)

Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ и представляют собой интегративное описание совокупности условий, необходимых для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Так, как следует из п. 3.1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 № 1598, стандарт определяет требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям получения образования обучающимися с ОВЗ.

В частности, п. 3.4.1. Стандарта определено, что в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья обучающихся, указанных в приложениях №№ 1 - 8 к настоящему Стандарту. При необходимости в процессе реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора и (или) ассистента (помощника).

По сути, аналогичная норма закреплена в ч. 12 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, согласно которой государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Необходимость создания специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ закреплена и в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015, которым определен порядок организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по общеобразовательным программам.

В частности, п. 22 Порядка установлено, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут обучаться в классе (группе), численность которого (ой) не превышает 15 человек.

Порядок регулирует и вопросы формирования штата образовательной организации.

Так, согласно п. 32 Порядка при организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:

учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Следует отметить, что настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе для образовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус», и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.

Поэтому руководитель образовательной организации при формировании штата своей организации обязан соблюдать положения Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,

В тоже время считаем необходимым обратить Ваше внимание на то, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.

Это прямо следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Таким образом, работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения: преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией; одновременно с предупреждением о предстоящем увольнении, осуществляемым работодателем в письменной форме не менее чем за два месяца до увольнения, работнику должна быть предложена другая имеющаяся у работодателя работа (вакантная должность), причем перевод на эту работу возможен лишь с письменного согласия работника (часть первая статьи 179, части первая и вторая статьи 180, часть третья статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Кроме того, при принятии решения об увольнении работников - членов профсоюза должна быть соблюдена процедура получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 1, 2 ст. 373, ч. 13 ст. 374 Трудового кодекса Российской Федерации).