Об организации Услуги Юридические консультации Документы Вопрос-ответ Контакты Оферты

Вопрос-Ответ

11 мая, 10:49

Кто имеет право на занятие педагогической деятельностью

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт) утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (ред. от 05.08.2016).

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 544н Профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Согласно требованиям к образованию и обучению Профессионального стандарта должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Из этого следует, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификации – «Филолог. Преподаватель русского языка и литературы», «Историк. Преподаватель истории» и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности – «Русский язык и литература», «История» и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Если же у учителя нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то необходимо получить дополнительное профессиональное образование.

В соответствии со ст. 76 ФЗ «Об образовании в РФ» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

В части, касающейся обучения, следует отметить, что согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и обеспечение получения ими дополнительного профессионального образования осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Обучение по дополнительным профессиональным программам в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям Профессионального стандарта должно осуществляться за счет средств работодателя.

Вместе с тем, работодатель не обязан направлять абсолютно всех работников, чей уровень образования не соответствует требованиям Профессионального стандарта, для получения профессионального или дополнительного образования.

Однако, если в результате принятия Профессионального стандарта будет установлено, что образование работника не соответствует требованиям стандарта, уволить его на этом основании работодатель не имеет права, поскольку такого основания увольнения Трудовым кодексом не предусмотрено.

Это следует из Письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253.

В то же время из данного письма можно сделать вывод, что работнику необходимо подтвердить свою квалификацию и соответствие занимаемой должности.

Для этого работодатель может провести аттестацию работников.

При этом, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации, если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Так, в письме Министерства образования и науки РФ от 10 августа 2015 г. № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования» Департамент обращает внимание на то, что пункт 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования позволяет по рекомендации аттестационной комиссии назначать на соответствующие должности лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

К этой категории могут относиться, в частности, воспитатели из числа слушателей педагогических классов, которым была присвоена квалификация «Воспитатель детского сада», учителя технологии, имеющие квалификацию «Инженер-технолог» (независимо от специальности), и т.д. Критериями соответствия данных педагогических работников занимаемым ими должностям, прежде всего, являются не только квалификации, указанные в документах о профессиональном образовании, но и результаты их профессиональной деятельности, практический опыт, компетентность, а также выполнение качественно и в полном объеме возложенных на них должностных обязанностей.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 23 Порядка аттестации вынесение рекомендаций работодателю о возможности, назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме, возложенные на них должностные обязанности, относится к компетенции аттестационных комиссий организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Отметим, что если по результатам аттестации будет установлено несоответствие работника занимаемой должности (выполняемой работе) из-за недостаточной квалификации, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ он подлежит увольнению.

При этом, перед увольнением данному работнику работодатель обязан предложить перевод на другую работу, соответствующую его квалификации.

Следует также отметить, что при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия.

Заметим, что для подтверждения квалификации работника, не имеющего документов об образовании можно воспользоваться институтом независимой оценки квалификации работников - процедурой подтверждения соответствия квалификации положениям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Положения этого закона применяются с 01 января 2017 года.

Федеральный закон от 03.07.2016 № 238-ФЗ предусматривает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации работника или лица, претендующего на определенную должность, в результате проведения которой будет установлено, соответствует ли работник требованиям Профессионального стандарта или квалификационным требованиям, определенным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В тоже время, статьей 11 указанного Закона определено, что в случае, если федеральным законом и иными нормативными актами РФ установлен иной порядок оценки квалификации, данное мероприятие осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными правовыми актами (например, порядок оценки квалификации педагогических работников).

Тем не менее с 01 июля 2019 г. все принятые ранее специальные порядки проведения независимой оценки квалификации персонала утратят силу и работодатели, работники будут руководствоваться Законом № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

Что касается квалификационной категории педагогических работников, то Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. N 276, является действующим, следовательно, действующими являются положения об аттестации в целях установления квалификационной категории, которая проводится на добровольных началах.

Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию, которое педагогический работник выражает посредством подачи заявления в аттестационную комиссию (пункты 27-30 Порядка аттестации).

Отсутствие у педагогических работников высшего образования либо несоответствие их среднего профессионального образования или высшего образования направлению подготовки, предусмотренному квалификационными характеристиками по должностям работников образования, само по себе не является основанием для отказа в прохождении ими аттестации в целях установления высшей квалификационной категории, а тем более в приеме от них заявления о прохождении аттестации. Не может быть по этим же причинам отказано в установлении высшей квалификационной категории, если профессиональная деятельность педагогического работника соответствует результатам работы, предусмотренным пунктом 37 Порядка аттестации.

При этом в соответствии с пунктом 38 Порядка аттестации оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории на основе результатов их работы, предусмотренных пунктом 37 Порядка аттестации, осуществляется при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.