Об организации Услуги Юридические консультации Документы Вопрос-ответ Контакты Оферты

Вопрос-Ответ

25 ноября 2016

В структуру образовательной организации (школы) входят бывшие детские сады, в настоящее время называемые "отделениями". К какой группе должностей относится должность "Заведующий отделением"?

Вопрос:

В структуру образовательной организации (школы) входят бывшие детские сады, в настоящее время называемые "отделениями".
К какой группе должностей относится должность "Заведующий отделением"? Чем это регламентировано? Администрация образовательной организации настаивает на том, что заведующий отделением относится к учебно-вспомогательному персоналу со всеми вытекающими последствиями (оплата труда, отпуск и т.д.)

 

Правомочны ли действия администрации образовательной организации?

Ответ:

Статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что профессиональные квалификационные группы - это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 мая 2008 г., регистрационный № 11731).

В соответствии с указанным документом должности работников образования представлены в четырех профессиональных квалификационных группах: две профессиональные квалификационные группы сформированы из должностей работников учебно-вспомогательного персонала, учитывая различные требования к их квалификации, одна группа – из должностей педагогических работников и еще одна группа – из должностей руководителей структурных подразделений.

Как было указано выше, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму - должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.

Профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников состоит из четырех квалификационных уровней.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений имеет три квалификационных уровня.

При этом, к первому уровню относятся должности заведующего (начальника) структурным подразделением: кабинетом, лабораторией, отделом, отделением, сектором, учебно-консультационным пунктом, учебной (учебно-производственной) мастерской и другими структурными подразделениями, реализующими общеобразовательную программу и образовательную программу дополнительного образования детей; ко второму - должности заведующего (начальника) обособленным структурным подразделением, реализующим общеобразовательную программу и образовательную программу дополнительного образования детей; начальника (заведующего, директора, руководителя, управляющего): кабинета, лаборатории, отдела, отделения, сектора, учебно-консультационного пункта, учебной (учебно-производственной) мастерской, учебного хозяйства и других структурных подразделений образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования; старшего мастера образовательного учреждения (подразделения) начального и/или среднего профессионального образования; к третьему – должности начальника (заведующего, директора, руководителя, управляющего) обособленного структурного подразделения образовательного учреждения (подразделения) начального и среднего профессионального образования.

Если характеризовать принципы формирования профессиональных квалификационных групп работников образования, которые утверждены указанным выше приказом, то должности работников образования, входящие в одну профессиональную квалификационную группу (кроме должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня) структурированы по квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, как это и предусмотрено приказом Миндздравсоцразвития России от 06.08.2007 г. № 525.

Необходимо отметить, что все должности педагогических работников, как имеющие важное социальное значение, отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей служащих, требующих наличия высшего профессионального образования, несмотря на то, что  минимальным требованием к уровню квалификации для осуществления педагогической деятельности большинства работников по-прежнему является наличие среднего профессионального образования, что следует из квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных приказом  Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника  должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Таким образом, отнесение должностей работников образования к той или иной профессиональной квалификационной группе осуществляется с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности.